Очередной скандал разгорается вокруг отношения авиакомпании S-7 к инвалидам
Генеральная прокуратура России намерена провести проверку в связи с отказом авиакомпании "Сибирь" допустить в самолeт слепого пассажира.
Об этом сегодня заявила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднeва. Накануне на рейс Москва-Казань не пустили инвалида по зрению. Сотрудники авиакомпании "Сибирь" сослались на то, что он должен находиться на борту самолeта в присутствии сопровождающего или собаки-поводыря.
Марина Гриднева: "По данному вопиющему случаю, Генеральная прокуратура будет проводить проверку. Тем более, что именно к этой авиакомпании у нас уже не первые претензии. В прошлом году они не пустили на борт инвалида-колясочника, в связи с чем также была проведена проверка. Тогда мы прямо указали, как руководству авиакомпании "Сибирь", так проинформировали и Министерство транспорта о том, что во внутренних инструкциях авиакомпании есть противоречия федеральному законодательству. В частности они противоречат как "Воздушному кодексу", так и закону "О социальной защите прав инвалидов", закону "О защите прав потребителей".
В самой авиакомпании заявили, что не были заранее предупреждены о полeте незрячего пассажира. По закону, необходимую помощь инвалиду во время полeта должен оказывать сопровождающий, либо сотрудник авиакомпании. Однако в этом случае пассажир обязан заранее предупредить перевозчика.
Ирина Колесникова, пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь": "При обращении на стойку регистрации Павлу было отказано в перелете на основании федеральных авиационных правил. Поскольку он следовал без сопровождающего лица и его перелет не был предварительно согласован с авиакомпанией. Дело в том, что Павел приобретал билет через агента по продаже билетов. А агент в свою очередь не выполнил технологию подтверждении перевозки для данной категории пассажиров".
Несколько месяцев назад Минтранс поручил перевозчикам уточнить обязанности компании и служб аэропорта при обслуживании инвалидов.
Репортаж Екатерины Качур.
Человек является инвалидом, потому что его в последний момент могут не посадить на самолет, при том, что билет уже оплачен, а в другом городе у него назначены деловые встречи.
Накануне вечером авиакомпания "Сибирь", рейсом которой Павел Обиух планировал прибыть на лекции в Казань, отказала ему в посадке. Объяснив, что он, инвалид по зрению, летит без сопровождения.
Павел Обиух, пассажир: "Я когда сказал представителю компании, что мы предупредили заранее, что у меня есть инвалидность по зрению, представитель авиакомпании заявил, что в пометке, которая у него есть, указано, что я незрячий. А какой я не зрячий, не указано. И они не знали, что я не полностью не вижу, и поэтому взять меня на борт они не могут".
Павлу пришлось купить новый билет, и улететь рейсом другой компании. В Казани ему просто помогли спуститься с трапа, и специальной машиной доставили в здание аэропорта.
Возможно об этом инциденте никто бы и не узнал, если бы подобная ситуация не произошла полгода назад, когда инвалиду-колясочнику Наталье Присецкой та же авиакомпания "Сибирь" отказала в посадке на рейс.
Наталья подала на обидчика в суд и выиграла 75 тысяч рублей. В обоих случаях представители "Сибири" уверяли, что пассажирами нарушены внутренние правила авиакомпании, которые четко прописаны на их сайте в интернете – "инвалидам можно летать только в сопровождении".
Но это навязывание дополнительных услуг, говорят юристы, а значит грубое нарушение прав потребителей.
Дмитрий Янин, председатель правления конфедерации обществ потребителей: "Мы не знаем каких-либо оснований, чтобы бояться инвалидов на борту. Люди не представляют угрозы для других пассажиров, если врач говорит о том, что человек здоров и может лететь, то стюардесса не имеет права принимать решение: повезу я тебя или не повезу. Это не ее функция".
Сегодня рассмотреть ситуацию решила и Генпрокуратура.
Марина Гриднева, начальник управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры России: "Во внутренних инструкциях авиакомпании есть противоречия с действующим законодательством, в частности они противоречат как воздушному кодексу, так и закону о социальной защите прав инвалидов, закону о защите прав потребителей. Мы потребовали нарушения закона устранить, но тем не менее ситуация снова повторяется, сейчас мы будем применять более действенные меры".
Представители самой авиакомпании "Сибирь", напротив, уверяют, что действуют строго по воздушному кодексу и федеральным авиационным правилам. В них действительно написано, что если инвалид летит без сопровождения и требует особых условий перевозки, авиакомпания может решать сама, брать его на борт или нет. А в данном случае, уверяет перевозчик, его вообще не предупредили о незрячем пассажире.
Ирина Колесникова, пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь": "Дело в том, что Павел приобрел билет через агента по продаже билетов компании "Русаэро", а агент в свою очередь, не выполнил технологии подтверждения перевозки для данной категории пассажиров, то есть агент должен был предварительно согласовать возможность перелета пассажира, лишенного зрения, с авиакомпанией".
Специалисты "Русаэро", в свою очередь, настаивают: перевозчик был информирован о том, что на борт садится человек с ограниченными возможностями.
Подобные конфликты возникали у инвалидов и с другими авиакомпаниям. Светлане Каневой из Ухты срочно нужно было улететь в Москву к больной дочери. И Светлане вообще отказали в продаже билета.
Светлана Канева, Ухта: "Объяснили это тем, что компания "Ю-тейр" отказала мне, объясняя, что отсутствует сервис для перевозки таких пассажиров, как я".
"Здесь такое было бы абсолютно невозможно", - говорит замдиректора аэропорта "Париж – Орли" Кристоф Грандсаа. После принятого полгода назад нового регламента Евросоюза, все инвалиды имеют доступ к воздушному транспорту наравне со здоровыми людьми.
В самолетах предусмотрены специальные места и дополнительный персонал, а в аэропорту любой инвалид может подойти к компьютеру и вызвать себе гида, который посадит его на борт. Даже кнопки в лифтах пронумерованы специальным шрифтом для незрячих.
Павел Обиух пока не знает, какой авиакомпанией он будет возвращаться в Москву. Но в любом случае, он намерен довести дело до суда.
Пострадавший Павел Обиух намерен подать в суд на авиакомпанию и потребовать один миллион рублей в качестве компенсации.
В прошлом году суд Москвы удовлетворил похожий иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой, которую не пустили на борт самолeта той же авиакомпании. Ей присудили компенсацию в 50 тысяч рублей.
|